Носсрат Пезешкиан. «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия»
В последнее время я нередко слышу высказывания вроде
этого: «Терпеть не могу Коэльо и всяких прочих Бахов за то, что они не
умеют простыми словами выразить то, что иногда стоит сказать. Есть
огромное количество простых вещей, о которых мы забываем за лукавым
мудрствовавнием. Притчи, притчи... Это от неумения говорить прямо и от
желания показаться умнее, чем на самом деле». Но притчи все так же
популярны, как и прежде. Сборники дзенских коянов расходятся огромными
тиражами по всему миру. А Баха-Уллу читают не только бахаи. Нельзя не
задуматься, отчего так происходит. Мне в этом разобраться помогла книга
Носсрата Пезешкиана «Торговец и попугай». В ней на наглядных примерах
рассматривается применение историй в рамках позитивной психотерапии. Но
она будет интересна не только и не столько психотерапевтам. Нередко,
оглядывая рынок психологической литературы, становится немножко страшно.
Многие психологические книги с полок магазинов, попадая в жизнь людей
определенного склада, могут разрушить и погубить их жизнь, в лучшем
случае, просто сделать их клиентами психотерапевтов и консультантов. Но к
книге Пезешкиана это не относится. Я бы вообще рекомендовала её многим
людям в качестве настольной книги.
В первой главе
Пезешкиан вкратце и очень обобщенно знакомит читателя с позитивной
психотерапией и с применением в ней историй, выделяя основные их
функции:
Функция зеркала. Человек может идентифицировать
себя с одним из героев истории. И увидев себя в зеркале наряду с
другими персонажами посмотреть на ситуацию по-новому.
Функция модели. Любая история строится вокруг какой-то проблемы и имплицитно содержит модели её решения.
Функция
опосредования. Абстрактный характер истории нередко облегчает
взаимодействия терапевт-клиент, снимая излишнюю конфронтацию и решая
некоторые сложности в принятии проблемы.
Функция хранения опыта.
Истории легко запоминаются и продолжают работать даже тогда, когда
пациент покинул кабинет психотерапевта.
Истории – носители
традиций. Они помогают выйти за приделы индивидуального видения, включая
человека в более широкий контекст опыта поколений. Но тем не менее,
каждый раз одна и та же история трансформируется и воспринимается
по-своему.
Истории – посредники в межкультурных отношениях. Они
незаменимы для работы с разного рода предрассудками и неприятием чуждых
традиций и новых веяний.
Истории – помощники в возвращении на
более ранние этапы индивидуального развития. Использование историй
апеллирует к воображение и мечтательности взрослого человека, обращаясь к
внутреннему ребенку. Они делают общение более мягким и эмоциональным. А
мышление – более гибким.
Истории – альтернативные концепции.
Предлагая клиенту историю, психотерапевт предлагает ему альтернативную
концепцию, которую тот может либо принять, либо отвергнуть.
Вторая
глава книги целиком посвящена реальным случаям применения историй на
практике в различных ситуациях. Каждая история сопровождается случаем из
практики Пезешкиана и его комментариями. В заключении он приводит ряд
притч для раздумий, чтобы читатель сам на себе почувствовал их
действенность.
Многие истории, приводимые в книге, легко
узнаваемы. Некоторые из них давно уже стали анекдотами, а некоторые –
сократились до пословиц и поговорок. В книге Пезешкиана, где часто
встречаются отсылки к первоисточнику, они вновь наполняются смыслом. При
чем, каждый из читателей может в них увидеть что-то свое. Мы всегда
можем выбирать, как толковать истории – как вымышленные, так и реальные.
Позволю себе в качестве иллюстрации этого тезиса и сути позитивного
подхода привести последнюю историю из книги «Торговец и попугай» (с.
148):
Один восточный властелин увидел страшный сон,
будто у него выпали один за другим все зубы. В сильно волнении он
призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
«Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного
за другим всех своих близких». Это слова вызвали гнев властелина. Он
велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя,
который выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть –
ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро
наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты
сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же
он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал
ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что
сказать, а как сказать».
P.S. На страницах 106-109 разбирается пример работы с клиентом, который жалеет деньги на сеансы психотерапевта.